«К 135-летию со дня рождения Ивана Афанасьевича Соколянского»
Предлагаем вашему вниманию передачу, посвящённую 135-летию со дня рождения Ивана Афанасьевича Соколянского (1889-1960) - выдающегося отечественного дефектолога и основоположника советской педагогики слепоглухих.
Профессор Соколянский И.А. являлся известным специалистом в области тифлопедагогики и сурдопедагогики. Он разработал систему обучения и воспитания слепоглухонемых и доказал возможность достижения слепоглухонемыми людьми высокого уровня их психического развития.
Теоретическим постулатом И.А. Соколянского явилось то, что слепоглухонемой ребёнок обладает нормальным мозгом и имеет потенциальную возможность полноценного умственного развития. Собственными усилиями, как настаивал И.А. Соколянский, слепоглухонемой ребёнок не достигает даже незначительного умственного развития, а без специального обучения остаётся на всю жизнь инвалидом. Учёный выдвигает задачу создать у ребёнка специфические средства общения и этими специально организованными средствами «сформировать все без исключения содержание человеческой жизни».
И.А. Соколянский увлечённо работал над созданием специальных технических средств, среди которых телетактор – прибор, с помощью которого можно было общаться со слепоглухонемыми, «Читальная машина», за которую И.А. Соколянский был награждён Золотой медалью ВДНХ СССР в 1960 году, «Дактилятор» – прибор для одновременного контакта с любым количеством слепоглухих. «Мобильограф» – прибор для записи двигательных непроизвольных реакций у слеполухих детей, «Неоновый фотоскоп для глухих» (Брайлевский экран) и другие.
В 1981 году Ивану Афанасьевичу посмертно была присуждена Государственная премия СССР за создание научной системы обучения слепоглухих детей.
В настоящее время, в развивающейся современной теории и практике обучения детей со сложными сенсорными нарушениями нашли продолжение и получили подтверждение многие из оригинальных и глубоких идей профессора Ивана Афанасьевича Соколянского. |